Этапы формирования сознания

Этапы формирования сознания

В развитии сознания от рождения ребенка до зрелого возраста выделяется 5 уровней, или этапов (Ушаков Г. К.):

– до 1 года – бодрствующее сознание;

– от 1 года до 3 лет – предметное сознание;

– от 3 до 9 лет – индивидуальное сознание;

– от 9 до 16 лет – коллективное сознание;

– от 16 до 22 лет – рефлексивное, высшее социальное сознание. Первый этап формирования сознания характеризуется появлением выбора наиболее удовлетворяющих ситуаций. При этом наблюдаются первые реакции на окружающую среду – первые элементы сознания. Ребенок может оценивать наиболее приятную для него ситуацию, например, находиться на руках у матери или засыпать при покачивании и др. В этом возрасте описаны своеобразные состояния сытого бодрствования, при которых ребенок не вступает в контакт с окружающими, не реагирует на слова матери, хотя не спит и глаза у него открыты, мимика ребенка выражает полное удовлетворение.

На втором этапе формирования сознания (предметное сознание) главную роль играют непосредственные впечатления действительности. Сознание ребенка дополняется представлениями о предметах и явлениях, объем этих представлений увеличивается с того периода, когда ребенок начинает ходить, с появлением речи возникают обобщения и отвлечения, элементы абстрагирования. На данном этапе формирования сознания ребенок пока не улавливает взаимосвязь реальных событий и предметов с прошлым и будущим, он живет только в настоящем. На этом этапе ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды, в его речи пока отсутствует местоимение «я».

На третьем этапе формирования сознания (индивидуального) появляются первые представления о пространстве и времени, что делает возможным выделение себя из окружающей среды, отдифференцирование от других предметов действительности. Сознание собственного «я» в последующем развитии совершенствуется и усложняется.

Для четвертого этапа формирования сознания (коллективного) характерно появление более дифференцированных представлений о предметах действительности, о себе, о простейших взаимоотношениях в коллективе. В этом периоде становятся отчетливыми представления об объектах пространства, о связи переживаемых в прошлом событий с настоящими. Обучение в старших классах школы сопровождается участием подростков в общественных событиях и появлением у них общественного, социального сознания.

На пятом этапе формирования подросток приобретает новые качества, оно становится рефлексивным, на этом уровне многообразные приобретенные знания оцениваются и соотносятся с реальными событиями. Рефлексивное сознание обеспечивает предвидение не только всего хода развития событий, но и их последствий. Зрелость сознания достигается к окончанию юношеского возраста, а именно к 20–22 годам.



Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Этапы формирования сознания" в других словарях:

  • АССМАН —         (Assmann) Ян (р. 1938) нем. египтолог и культуролог, проф. Гейдельберг. ун та. Его работы, представляя самостоят, и глубокие исследования источников, в то же время подводят итог достижениям послевоенных немецкоязычных египтологов, по… …   Энциклопедия культурологии

  • СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ — отрасль социологии, предмет к рой структура, закономерности, каналы, механизмы формирования и функционирования обществ мнения, отношения больших соц. групп народа в целом к явлениям, представляющим актуальный обществ. интерес. Хотя обществ.… …   Российская социологическая энциклопедия

  • И. Кант — Запрос «Кант» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Иммануил Кант Иммануил Кант Дата и место рождения: 22 апреля, 1724 …   Википедия

  • Иммануил Кант — Запрос «Кант» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Иммануил Кант Иммануил Кант Дата и место рождения: 22 апреля, 1724 …   Википедия

  • Кант — Кант, Иммануил Запрос «Кант» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Иммануил Кант Immanuel Kant Дата рождения …   Википедия

  • Кант И. — Запрос «Кант» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Иммануил Кант Иммануил Кант Дата и место рождения: 22 апреля, 1724 …   Википедия

  • Кант Иммануил — Запрос «Кант» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Иммануил Кант Иммануил Кант Дата и место рождения: 22 апреля, 1724 …   Википедия

  • Умирающий и воскресающий бог — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · …   Википедия

  • ШПЕТ — Густав Густавович (1879 1937) российский психолог, философ, педагог, искусствовед. Ведущий представитель феноменологии, а впоследствии герменевтики в России. Профессор (1918). В 1898 г. поступил учиться на физико математический фак т ун та Св.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Я-концепция — (Я образ, Образ «Я») система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Содержание 1 Термин 2… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»